POST SCRIPTUM



       Когда материал верстался, я прочитал интервью подполковника Слесаренко О.Н. в"Народнай газеце".
Напомню: 4 октября 1980 года старший лейтенант Слесаренко был за рулем передней "Волги".
Следствием установлено (знаю из книги), что автомобиль "ГАЗ-24" № 01-30 МИК (передняя "Волга") по окраске, световой сигнализации и надписи "ГАИ" не соответствовал стандарту "Транспортные средства оперативных служб…"
Старший лейтенант Слесаренко, садясь за руль закрепленной за ним машины, знал, что нарушает специнструкцию, а потому подвергает опасности не только посторонних людей, но и того, кого обязан охранять - Машерова.

На вопрос следователя, был ли включен "маяк" на его машине, старший лейтенант Слесаренко оправдывался: "Чесноков всегда приказывал снимать его, иногда - ставить. В тот трагический день такой команды не было, и я выехал без маячка" (стр.247).
"Маяк" - штатное оборудование машины сопровождения, а потому должен быть установлен штатно -- по инструкции к спецавтомобилю. И тот, кто его снимает, является нарушителем, а нарушитель правила -- потенциальный преступник…
Еще хочу заметить: такие демонтажные операции выполняются только по письменному распоряжению руководителя организации, которой принадлежит машина.
Полагаю, ни генерал Жабицкий Г. Н., ни генералы Никулкин Я.П и Балуев В.Г. не пожелали бы нарушать стандарт, разработанный на Лубянке, окажись старший лейтенант Слесаренко О.Н. принципиальным и дисциплинированным, каким и полагается быть на столь ответственной работе - в охране Первого Лица государства.

А спустя 18 лет, чтобы оправдаться, он не только лжет, но и отказывает нам в праве на сомнение: "…Имеются суждения о том, что машина сопровождения оторвалась от "Чайки" и это стало причиной беды. Мало ли какие версии еще есть…"
Книга написана по материалам следствия. Расстояние между передней машиной сопровождения и "Чайкой", как указывает ее автор, было 100…150 метров. ( По моему расчету оно было меньше 100 метров.) Чтобы читатель сам видел, было нарушение или нет, подполковник Слесаренко должен был показать "содержание" термина "оторвалась" -- сказать, каким было и каким должно быть это расстояние согласно специнструкции. Но он не опроверг суждение - умолчал. Почему? Потому что его машина не только не оторвалась от "Чайки", а, можно сказать, прилипла к ней: малое расстояние стало одной из главных - или главной? -- причин аварии. Потому он и уводит всех в противоположном направлении -- говорит об отрыве.
Кроме того, малое расстояние не позволяло водителю "Чайки" видеть дорожную обстановку и не позволило оценить ее в тот момент - трех секунд недостаточно на скорости 106 километров в час -- и предотвратить столкновение с самосвалом.
(Кстати, по признанию подполковника Слесаренко, скорость кортежа была 120 километров в час, а не 106 - как написано в протоколах. Это уточнение важно.)

А для убедительности оправдания подполковник Слесаренко сослался и на суд: "… был суд, который установил виновника ЧП - водителя грузовика Николая Пустовита, который в момент встречи с нашими машинами нарушил правила движения…"
Поскольку не только подполковник Слесаренко, но и все советские люди знают, какими методами следователи добивались необходимых признаний и насколько справедливым был советский суд, -- "витебское дело" и сотни менее чудовищных "дел", -- то он для страховки навешивает на невиновного Пустовита еще и ярлык непорядочного человека: "Мне кажется, неправильно поступает Н. Пустовит, нарушивший, по мнению суда, правила дорожного движения. Защищая себя, нельзя, я думаю, наводить тень на других участников происшествия, следователей, суд…"
И я так думаю, пан подполковник Слесаренко: нельзя наводить тень на плетень. Так и не наводите! И признайтесь честно в своей личной вине за ту аварию. А она есть. Вас тогда за нее не судили, тем более не будут судить сегодня, ибо при очевидности Вашей вины, юридической вины нет: Вы были лишь последней, конечной шестеренкой в чрезвычайно дурном механизме - Системе Машерова…
И не лгите, пожалуйста, что "Чайка" шла вдоль осевой линии: на фотоснимке хорошо видны следы торможения - с обеих сторон осевой линии.

Эту аварию я изучил до мелких подробностей не только по книге Антоновича, но и по записям беседы с Н. Пустовитом, осмотрел и обмерил перекресток на 300 метров в обе стороны, просчитал до долей секунды положение каждой машины на дороге до и после столкновения...
Но не нашел ответа на вопрос: почему водитель передней "Волги" старший лейтенант Слесаренко -- "шестерка" на шасси "Чайки"! -- не мог оторваться от "Чайки" на безопасное расстояние, как предписывает специнструкция и подсказывает здравый смысл - на 400…700 метров?


Езда вслепую -- ВОСЬМАЯ причина аварии

       К сожалению, при изложении исследования мне не удалось избежать эмоций, они мешают правильному восприятию написанного. Я прошу читателей отнестись снисходительно.
И еще раз извиняюсь, потому что не могу не воскликнуть: "Эврика!"
На мой вопрос, почему водитель передней "Волги" не мог оторваться от "Чайки" на безопасное расстояние, отвечает сам бывший старший лейтенант, а сегодня подполковник Слесаренко: "Наша "Волга" шла первой… Куда следовать - ориентируемся по световым сигналам машины Зайцева, так как связи с кабиной, где находились Петр Миронович и офицер охраны, не было. Связь по рации поддерживалась с замыкающим автомобилем, который вел Михаил Прохорчик…"

И в этом - передняя "Волга двигалась вслепую, а потому на близком расстоянии от "Чайки" -- восьмая причина аварии. Главная из главных
А та, что сформулирована раньше как седьмая - только очевидное предположение. Оно верное, но лишь принципиально. В любой аварии причинно-следственных зависимостей всегда много, а в этой их очень много.


ЧТО бы это значило?..

Свидетельство участника события подполковника Слесаренко необычайно важно, неоценимо, ибо позволяет совсем иначе смотреть на загадки, оговорки и намеки, которых много не только в книге Антоновича, но и в газетных публикациях, высказываниях в передачах на ТВ людей из близкого к Машерову окружения и членов его семьи. По сути этим свидетельством подтверждается правомерность первого риторического вопроса: "Гибель Машерова - "тайна века": убийство или самоубийство?"

Недоумение поведением водителя передней "Волги" Слесаренко и старшего по эскорту Ковалькова, который был в этой машине, усиливается загадочным, если не сказать хуже, движением кортежа по Минску: "… пересек площадь Победы. Дальше маршрут пролег по улицам Захарова, Красной, Якуба Коласа до Кольцова. Вскоре эскорт выехал на Московское шоссе… В городе он двигался со скоростью 40-70 километров в час"(стр.9).
Прежде чем перечитать абзац, я поморгал глазами, протер очки и потер виски. Но и второй раз прочитав, ничего не понял…
И в самом деле, если нужно выехать на Московское шоссе, то зачем сворачивать с этого шоссе (проспекта Ленина) и ехать сначала "на Логойск" по вечно загруженным, с трамвайными путями, улицам Красной и Коласа в тупик "до Кольцова", а потом неизвестным(?) путем выбираться обратно на то же шоссе?.. А если даже не "до Кольцова", а "до Кольца", то все равно - тупик: ради чего этот трюк по проселочной гравейке, чтобы вернуться на тот же "аутобан"?
И скорость странная - 40-70 километров в час. Конечно, на тех улицах и 70 - большая…
В чем все же смысл такого маневра, если время потеряно и глупость напоказ?

За шесть лет я не нашел разумного ответа. И только сейчас, прочитав интервью подполковника Слесаренко, начинаю подбираться к разгадке "трюка с гравейкой": "Куда следовать - ориентируемся по световым сигналам машины Зайцева…"
И возникает воистину идиотский вопрос: как двигаться впереди кортежа, если не знаешь куда двигаться, куда вести этот кортеж?...
Не объясняю сложности такого движения для водителя передней машины -- двигаться со скоростью 120 километров в час неизвестно куда. И глядя назад…


Все ли точки расставлены?

Свидетельство подполковника Слесаренко, если воспользоваться расхожим выражением, расставляет точки над всеми "і" и даже одна точка остается в запасе - для последнего "і", которое будет кем-нибудь написано…
После его интервью можно не верить ничему, написанному здесь, - ни одному аргументу и ни одному факту, -- но обвинять Пустовита в нарушении правил - злодеяние страшнее прежнего, когда его, невиновного, посадили на 15 лет…
В этом плане свидетельство подполковника Слесаренко весьма симптоматично: он не слышит даже самого себя. Увы… Как же он может услышать других?

За аварию и гибель трех человек никого из виновных не наказали, ибо наказывать было некого: первый нарушитель правил и два непосредственных исполнителя погибли…
У старших лейтенантов Ковалькова и Слесаренко, тоже исполнителей, работа была не только немыслимо сложная и тяжелая, но и опасная. Их-то за что наказывать? Остальные - выше рангом… Они, похоже, почувствовали даже ОСВОБОЖДЕНИЕ от страха за чужую дурноту.
Мотив облегчения отчетливо слышен и в интервью подполковника Слесаренко: " Скажу честно: своей вины и вины своих товарищей я не чувствовал с первых минут…"
Если спустя 18 лет невольно сказано так откровенно, то это значит, что атмосфера дурноты была всеобъемлющей и угнетающей…
Освобождение Киселевым Т.Я. Главного Государственного Института от диктатуры дурноты с демонстрациями и многочасовыми монологами, непрерывными полетами и поездками в "глубинку" днем и ночью, "выходами в народ", и налаживание им нормальной кабинетной работы расценивается машеровскими мифотворцами не только как "замалчивание имени П.М. Машерова", но и называется "непонятным периодом затишья". За это Киселева весьма старательно обгаживают. А человек он был толковый и демократичный. С юмором. И не стремился к дешевой популярности, она и вообще ему претила: его и многих тошнило от очередного, доморощенного "культа личности". Похоже, что даже там были разумные люди…


"Когда очевидцы молчат, рождаются легенды"

Куда и зачем ехал в Борисовский район 4 октября 1980 года первый секретарь ЦК КПБ МАШЕРОВ Петр Миронович?..
В Жодино, Борисовском и Смолевичском районах ответ на эти вопросы знали уже в первые дни после аварии. Не буду повторять -- прокомментирую его ссылкой на Илью Эренбурга: "Когда очевидцы молчат, рождаются легенды".
И когда откровенно лгут - тоже: они свою ложь сами же превращают в легенды…

<< Назад


Быстрый переход: